О психоанализе
Особенности метода
Краткий обзор
  • История и революционность психоанализа
  • Психоанализ был представлен Зигмундом Фрейдом в конце XIX века.
  • Метод снимает дихотомию между внешними и внутренними причинами страдания.
  • Психоанализ выдвигает на передний план свободу выражения мыслей и чувств.
  • Классический психоанализ.
  • Основные положения психоанализа.
  • Структура личности определяется внутренними иррациональными влечениями.
  • События детства и отношения со значимыми фигурами влияют на личность.
  • Вытесненный материал не осознается и приводит к внутренним конфликтам.
  • Воспоминание, повторение, проработка.
  • Аналитические отношения позволяют реконструировать события прошлого.
  • Обратная связь от аналитика помогает проработать конфликты.
  • Современный психоанализ.
  • Формат сессий: встречи от 1 до 3 раз в неделю по 50 минут.
  • Кушетка не обязательна, но предпочтительна.
  • Клиент имеет мотивацию и свободно выражает свои мысли и чувства.
  • Сеттинг и границы терапевтических отношений.
  • Конфиденциальность
  • Психоанализ позволяет эффективно работать с различными запросами.
  • Что считается показателем готовности клиента к завершению терапии.
  • Метод не обещает мгновенного излечения, но помогает добраться до сути проблемы.
Полный текст статьи
Психоанализ, как уникальная теория развития личности, эффективный метод лечения психических расстройств и одновременно практика познания себя был представлен обществу в конце XIX века его отцом-основателем Зигмундом Фрейдом. Революционность этого метода в отличии от имеющихся уже на тот момент психиатрических и психологических практик, которые зачастую просто помогали замаскировать проблему, заключалась в том, что психоанализ снимает дихотомию между внешними и внутренними причинами возникновения страдания и выдвигает на передний план свободу человека в выражении своих мыслей, чувств и переживаний в присутствии аналитика, не подвергающего их моральной оценке и не навешивающем на субъекта ярлык диагноза. Благодаря такому подходу навязчивые жизненные сценарии подвергаются глубокому переосмыслению и их тотальное давление начинает терять свою актуальность в настоящем.
Классический психоанализ в том виде, в котором практиковал его З. Фрейд подразумевал довольно частый сеттинг - встречи от 3-4 раз в неделю до ежедневных встреч. На сессии пациент ложился на кушетку и пытался вербализовать свои мысли, фантазии, приводить свободные ассоциации касающиеся беспокоящих его моментов и событий, а также рассказывать о своих сновидениях. Задача аналитика заключалась в беспристрастном внимательном слушании пациента, определении бессознательных конфликтов и возвращении ему некоторых его мыслей в несколько иной трактовке, разъяснение тех или противоречий и т.д. Для нахождения путей разрешения проблемы. Конечно, в настоящее время психоанализ в его классическом варианте с таким частым сеттингом и обязательным применением кушетки практикуется не часто, однако все остальные его постулаты остаются верны и по сей день.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
  • структура нашей личности, наше поведение и весь наш опыт во многом определяются внутренними иррациональными влечениями, которые по большей части бессознательны;
  • помимо влечений на структуру личности оказывают влияние события и впечатления детства, в том числе, самого раннего детства, а также отношения со значимыми фигурами прошлого;
  • неприятные, травмирующие впечатления вытесняются, чтобы снять нагрузку с психического аппарата, но они не забываются, а также становятся содержанием бессознательной части психического аппарата;
  • вытесненный материал не является осознанным, он и не является прожитым и часто это приводит к внутреннему конфликту между осознанным восприятием реальности и содержанием бессознательного, что ощущается как психо-эмоциональные нарушения (невроз, фобии, навязчивости, страхи, депрессии) и оттого насколько травмирующим были вытесненные и не нашедшие отклика впечатления прошлого зависит интенсивность проявляемых симптомом и уровень организации личности (в континууме от невротического к психотическому).
  • освобождение от влияния бессознательного материала достигается через его осознание, которое максимально эффективно возможно в рамках аналитических отношений. Схема исцеления, согласно Фрейду на первый взгляд проста - воспоминание, повторение, проработка. Потому как именно в аналитических отношений индивид реконструирует события своего прошлого (кк правило, травмирующие) и воссоздает (повторяет) тот паттерн отношений, которые он «привык» реализовывать в своей привычной жизни. И через обратную связь от аналитика происходит эффект залатывания дыр в его прошлом опыте;
  • психоаналитическая терапия возможна при условии установлении доверительных отношений, соблюдении чётких и стабильных границ этих отношений (с обеих сторон), что в полной мере позволяет проявиться конфликтам и психическим защитам и дает возможность проработать их в анализе.
После З. Фрейда многие положения психоаналитического подхода подверглись некоторому пересмотрению и дополнению его последователями, что позволило расширить спектр применения метода Фрейда к различным категориям людей, в том числе и детям. Современный психоаналитический подход - это более десятка концепций психического развития человека и особенностей проведения терапии.
В настоящий момент формат сессий психоаналитической психотерапии представляет собой встречи от 1 до 3-х раз в неделю длительностью по 50 минут. Использование кушетки уже не является обязательным требованием для таких встреч и допускается проведение сессии лицом к лицу с аналитиком, но все же остаётся наиболее предпочтительным способом расположения клиента во время сеанса, позволяющем ему расслабиться и предаться потоку свободных ассоциаций. В любом случае, все нюансы сеттинга оговариваются всегда индивидуально после проведения нескольких ознакомительных встреч.
Остальные особенности психоаналитического подхода остались неизменными - клиент имеет более или менее сформированное представление о целях его обращения к аналитику, имеет мотивацию для разрешения своей проблемы, он вовремя приходит на сессии, своевременно оплачивает сумму, зафиксированную в начале встреч и свободно говорит аналитику всё, что приходит ему в голову, рассказывает свои сновидения и свои чувства и мысли касательно тех или иных событий, происходящих или произошедших в его жизни, свои чувства о тех или иных людях в его жизни, свои страхи и т.д. Если клиент получает медикаментозную поддержку и находится на учете у психиатра, он также должен сообщить об этом аналитику. Так формируются аналитические отношения.
Ключевое отличие психоанализа от друг практик - понятие сеттинга или границ терапевтических отношений. Как понять, что такое сеттинг и границы сеттинга?
  • под сеттингом подразумевается договоренность между клиентом и аналитиком и о месте, времени и продолжительности встреч, размере и форме оплаты, условий пропуска и переноса пропущенных сессий и обоюдное чёткое следование этим договоренностям;
  • любые отношения вне терапевтической рамки между клиентом и аналитиком разрушают аналитические отношения, соответственно, должны быть исключены;
  • не допускается устанавливать аналитические отношения между родственниками, друзьями, знакомыми, соседями и пр.
  • аналитик не принимает подарков от клиентов, не ходит с ними на кофе, обед, ужин и т.п. Подобные предложения рассматриваются как отыгрывание со стороны клиента и подлежат обязательному рассмотрению на ближайшей сессии;
  • аналитик в перерывах между сессиями не консультирует клиента по телефону, в мессенджерах и т.п. способами;
  • если клиент пришёл на сессию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, аналитик имеет право отказать в проведении сессии, при этом встреча оплачивается клиентом в полном размере;
  • отмена сессии возможна только если клиент известил аналитика об отмене не менее, чем за 24 часа до сессии. В противном случае - она оплачивается в полном размере;
  • перенос сессии возможен также при уведомлении не менее, чем за 24 часа до начала следующей сессии и при наличии у аналитика такой возможности;
  • содержание встреч является конфиденциальной информацией для обеих сторон. Исключение составляет супервизирование случая клиента. А также ситуации, когда клиент действительно представляет опасность для собственной жизни или жизни окружающих. В этом случае аналитик обязан прибегнуть к привлечению третьей стороны.
  • для клиента также рекомендуется соблюдать режим конфиденциальности, так как обсуждение с близкими происходящего на сессии размывает границы аналитических отношений, приводит к отыгрыванию аффектов во вне, вместо проработки их с аналитиком;
  • частый пропуск сессий рассматривается как сопротивление аналитическому процессу и разрушает терапевтический альянс;
  • аналитик может, но не обязан отвечать на вопросы клиента о себе, своей личной жизни, своих увлечениях и т.д., кроме профессиональной информации.
Психоаналитическая терапия и психоанализ как способ познания себя действительно очень глубинный метод, позволяющий эффективно работать практически с любым запросом, добиваться поставленной цели терапии и достигать глубокой трансформации.

Что считается показателем готовности клиента к завершению терапии? Истинно «завершенный» анализ предполагает, по мнению Фрейда, выполнение двух основных условий:
  • прежде всего, клиент должен быть избавлен от тех невротических симптомов, которые привели его к психоаналитику;
  • клиентом должен быть осознан достаточный «массив» некогда вытесненного в бессознательное психического материала, чтобы исключить риск повторения и возвращения как минимум конкретно тех симптомов, которые были связаны с этим вытесненным материалом.

Венгерский психоаналитик Ш. Ференци писал по этому поводу: «Психоанализ не относится к тем удивительным методам, которые, подобно гипнозу, одним взмахом руки способны изгонять симптомы. И не доверяет им, поскольку пыль, поднятая такими методами, где-то осядет». Практика это доказывает - зачастую после испробованная разных подходов клиенты с такой осевшей «пылью» и приходят к психоаналитику с желанием добраться до сути, а не просто следовать предложенным рекомендациям и выученным упражнениям.
18 ФЕВРАЛЯ / 2025

Автор: Лыскина Ольга
Фотография: из открытых источников
Made on
Tilda