Мой ребёнок не хочет учиться! Или не может?
Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его интересы при выборе образовательного маршрута.
Краткий обзор
  • Родители часто сталкиваются с проблемами в обучении детей в школе.
  • Реклама тренингов и групп поддержки предлагает помощь в мотивации и ответственности детей.
  • Важно видеть ребенка как живого человека, а не биоробота, которого нужно "мотивировать".
  • Мотивация связана с осознанностью, которая формируется с возрастом.
  • Недостаточное удовлетворение потребностей ребенка в отношениях с родителями может привести к проблемам в школе.
  • Семейная система и ценности также влияют на интересы и успеваемость ребенка.
  • Плохая успеваемость может быть попыткой привлечь внимание родителей или результатом непомерных амбиций родителей.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его интересы при выборе образовательного маршрута.
  • Родители могут помочь детям учиться, обучая их организации рабочего места, планированию учебного распорядка и общению с одноклассниками.
  • Похвала и поддержка со стороны родителей могут повысить мотивацию ребенка к учебе.
Полный текст статьи
Сейчас часто можно встретить рекламу различных тренингов и групп поддержки для родителей детей, испытывающих трудности с обучением в школе. Список жалоб знаком многим - «ребёнок не хочет учиться, просто ленится», «за контрольные только 3 и 2 получает», «систематически не делает домашку», «всё время задают что-то учить, а мой не может запомнить и строчки», «его не заставить прочитать и 3х страниц». И далее, по классике - «что мы только не делали - уговоры и «пряники» не помогают, денег карманных лишали и гаджеты отбирали, репетитора нанимали, а толку 0,1. В ответ - слёзы или агрессия». И вот еще мой любимый «перл» - «он ведь способный, не глупый, просто ленится»… И многочисленные коучи тут же подхватывают мотив и запевают что-то вроде «Да, да! Ребёнку не хватает мотивации. Приходите к нам на "бесплатные" занятия и мы научим вас правильно мотивировать ребёнка. Научим вас, как научить его (?!!) ответственности и послушанию»... Должно звучать заманчиво. Но если вдуматься, мне видится биоробот, которого программируют на 11 лет успешной работы. Не знаю, как вам, а мне прямо страшно делается. Хочется спросить а где же сам ребёнок в этом всём? Ребёнка-то хоть кто-нибудь вообще видит?! Что он живой человек, - со своими страхами, тревогами, конфликтами и желаниями. И если разобраться во всём этом наполнении, не нужно будет никого искусственно «мотивировать», всё замотивируется само по себе. Ведь получается, как в поговорке - за лесом дерева не видно. В погоне за успеваемостью мы забываем о самом ребёнке.
Тема сложная. Тема наболевшая. В особенности ещё и потому, что стандарты оценивания успеваемости в школе постоянно растут и нагрузка на школьников действительно большая. Прибавьте к этому амбиции родителей в области дополнительных кружков и секций, засилие медиа среды, хронические заболевания или серьёзные неразрешенные конфликты раннего детского возраста и получите портрет «невротичного школьника нашего времени». Вам хочется ещё «мотивировать» или уже хочется просто помочь?
Поэтому вместо предложений по способам "переформатирования" ребенка и поиска «маркетинговых» стратегий по повышению мотивации школьника я хочу предложить очень простую вещь - просто увидеть, что перед нами человек. Не биоробот, которого следует апгрейдить и запрограмировать на 11 лет успешной учёбы, а человек. Человек ещё не имеющий жизненного опыта, не знающий и не понимающий самого себя, человек, меняющийся каждый год с каждым новым этапом своего психосексуального и физического развития (очень наглядно, кстати это показано в мультфильме про Алису, когда она откусывала от пирожка и то увеличивалась, то уменьшалась и сама не могла понять что с ней происходит ), человек от рождения являющийся частью той семейной системы, которая его окружает. В этом контексте комплексного взгляда на ребёнка, его потребности и трудности я и попробую рассмотреть проблему сложностей с обучением.
И начну с популярной мотивации. С чем связана мотивация? Правильно, с осознанностью. А осознанность - это довольно сложный конструкт, где задействуются те отделы головного мозга, которые у препубертатного ребенка ещё не полностью сформированы, а в пубертате весь мозг занят гораздо более важными делами, чем развитие осознанности. Кроме того, осознанность предполагает сложившуюся систему Сверх-Я, что также является продуктом длительного созревания. Понимание необходимости получения хорошего, качественного образования приходит обычно в старших классах, а то и позднее. А пока, ребёнок по-сути, учится не для себя. Он учится для тех, кого он любит. Для тех, кто является объектом его привязанности. И тут мы находим первую возможную причину проблем в школе - недостаточно удовлетворительное для ребёнка качество связи с его первичным объектом привязанности, сбои, проблемы в отношениях с этим объектом. Когда в отношениях ребёнок-родитель объектные связи нарушены, неудивительно, что убедить ребенка в необходимости хорошо учиться становится практически не возможной задачей - для себя он ещё учиться не умеет, а для мамы "не хочет", так как испытывает глубоко вытесненный сильный негативный аффект по-отношению к ней - как правило, это гнев, страх, зависть, подавленная агрессия. И правильнее здесь было бы сказать - не может. Но не из-за плохих способностей, а по причине торможений, вызванных внутренним конфликтом. Чуткий внимательный родитель вполне может пересмотреть свои отношения с ребёнком и попытаться где-то скорректировать отношения, что может привести к определённым результатам. Но можно обратиться и за помощью к детскому психологу, специализирующемуся на подобных проблемах.
Второй аспект, который хочется рассмотреть - это семейная система. Не секрет, что на ребёнка и его интересы большое влияние оказывают интересы и духовная атмосфера семьи в целом. То, какое место в жизни родителей занимают культурные и интеллектуальные ценности, естественным образом оказывает воздействие и на предпочтения ребенка. Если любимым досугом мамы является интернет шоппинг, а папы интернет сёрфинг, нечего удивляться, что ребёнок не хочет читать книги и не испытывает интерес к учёбе. Он ведь тоже захвачен медиа контентом. В таком случае нарушается способность к общению, адаптация к реальной жизни, страдает эмоциональная, волевая сфера. Обедняются и становятся примитивными познавательные способности ребенка, его активность, самостоятельность. Ну а кроме того, формируется ложная система ценностей - зачем учиться, если можно (слышала и такое) "менять лайки на деньги". Проблемы с учёбой уже лишь дополнение к итак уже длинному списку сложностей. Если родители целыми днями заняты работой и времени ни на досуг, ни на ребёнка у них нет, то см. абзац о привязанности. Часто низкая успеваемость в школе и отклоняющее поведение бывает попыткой привлечь к себе внимание и/или завуалированным сообщением, что что-то не так (в классе, с самоощущением и т.д.).
Существует и обратная ситуация, когда амбиции очень активных родителей приводят их к неверному выбору образовательного маршрута для ребёнка. Родители зачастую делают жизнь детей невыносимой добиваясь отличных оценок любой ценой или отдавая ребенка в «сильную» гимназию, не обращая внимания на то, что у ребёнка могут быть невысокие интеллектуальные способности, но, предположим высокие художественные или небольшой объём память для изучения трёх языков в «языковой» школе, но зато интуитивное понимание высшей математики.
Помимо ценностей в семье важна сама её атмосфера. Если родители живут в постоянном состоянии выяснения отношений друг с другом, ребёнок сам того не желая оказывается втянут в этот конфликт. В результате у него возникают разнообразные невротические и поведенческие нарушения, что в первую очередь проявляется в учёбе. Ребёнок может становиться раздражительным, капризным, нарушается сон и аппетит. Потеря родственников, травматические эпизоды раннего детства, особенности переживания эдиповой ситуации, особенности воспитания - абсолютно все вехи жизни семьи и развития ребёнка могут содержать такие эпизоды, которые плотно застревают в бессознательном и мешают свободно развиваться и учиться.
Среди других причин низкой успеваемости могут быть не сложившиеся отношения с одноклассниками или преподавателями - ведь когда идёшь в школу, как на каторгу - тут точно не до учёбы.
Представители консервативной ветви педагогики считают, что проблема современных детей а) лень б) смартфон. Про смартфон уже разобрали. Теперь про "лень". такой симптом, как "лень" может объединять в себе все вышеперечисленные проблемы. Если ребёнку лень, то скорее всего, ему ничего не интересно (и это уже сигнал о помощи, т.к. дети от природы очень любознательны) и ничего не хочется. Возможно из-за перегрузки (умственная и физическая усталость), возможно из-за того, что его что-то очень сильно тревожит (а часто он сам не понимает, что именно). В практике детских психологов известны случаи, когда отличники "вдруг" скатывались до двоек. Обленились? Нет. Выяснялось, что такому "скатыванию" предшествовали какие-то травмирующие эпизоды (развод, переезд, смерть близких-бабушек, дедушек и т.п.), которые либо скрывались от ребёнка либо не были отреагированы (не было стадии горевания по утрате).
Ну и в довершении ко всему хочется сказать, что в результате неудач в образовательном процессе ребёнок и так испытывает стресс и разочарование от того, что ему не даётся учёба, растет только его неверие в себя и собственные силы, появляется злость на вечно отчитывающего учителя и вечно недовольных взрослых. Вместо попыток «замотивировать» мало кому из родителей приходит в голову такая простая история, как научить ребёнка учиться. Ведь ходить, говорить, пользоваться туалетом он учился не сам. Его учили этому родители. Но почему в возрасте 7-8 лет, когда ребёнок идет в школу, эти же самые родители считают, что теперь черёд школы учить их ребёнка? Задача школы в обеспечении условий для получения общедоступного бесплатного общего образования и не более того. То есть - научить читать, писать, считать, преподать основы разных наук. Какими методами же будет происходить это освоение и насколько успешно - целиком и полностью зависит от способностей обучающегося. И в этом ему как раз и могут прийти на помощь родители. Научить учиться. Причём, с самых мелочей - начиная с организации рабочего места. Научить планировать учебный распорядок, содержать определенным образом своё рабочее место, видеть свои сильные и слабые места по предметам, если есть трудности с запоминанием - определить ведущий тип памяти и поискать вместе соответствующие мнемотехники, поискать в интернете видеоурок по неусвоенной теме, если есть трудности с почерком - объяснить, что каллиграфии никто не требует - его задача писать просто грамотно и разборчиво (такого предмета, как чистописание давно нет в школах и в норме учителя не имеют право снижать оценки за красоту почерка), если есть особенности темперамента (например меланхолики несколько медленнее сангвиников) учитывать это при планировании доп.секций и внеурочных занятий, научить общаться и заводить друзей и т.д. В итоге попытаться выработать три ключевых навыка, необходимых для более или менее спешной учёбы - дисциплина, концентрация и изобретательность. Когда ребёнок видит, что родители проявляют интерес к нему, к его внутреннему миру и к его учёбе, а не только к оценкам, его мотивация возрастёт автоматически. Также родителям очень важно помогать ребёнку лучше понимать себя и справляться со своими эмоциями.
Единственное важное дополнение, которое можно сделать в пользу мотивации к учёбе - это не ругать за плохие отметки и необходимость похвалы. Даже если ребёнок исправил 2 на 3 или смог за ночь выучить только половину басни - это уже достойно искренней и честной похвалы со стороны родителя (вкусняшки/обнимашки - приветствуются). Если вы действительно любите своего ребенка, попытайтесь с ним сотрудничать, не применяйте к нему насилие, цените и уважайте его желания и чувства.
Таким образом, обобщая главную идею этой статьи, можно сказать, что это естественно и понятно, что ребенок-отличник – мечта каждого родителя. Но во-первых, соотношение в классе отличников-хорошистов-троечников во все времена было в школах примерно одинаковое. И много отличников не было никогда. Как правило - 2-3 человека отличники, около 10 - хорошисты (то есть те, кто получал и 3 и 5, но в целом на уверенную 4), около 10 человек - те, кто «перетаптывался» с 3 на 4 и человек 5 - «уверенные» двоечники. Дети не изменились. Изменились запросы родителей и возросли «требования среды». А платят за это как раз дети, теряя интерес не только к учёбе, но часто и к жизни вообще. А потому в причинах школьной неуспеваемости нужно разбираться каждый раз индивидуально и одним лишь научением мотивации, как можно было понять из вышеизложенного, здесь точно не обойтись. Надо знать обо всех возможных причинах и стараться уделять своим детям больше времени, ведь они так вас любят и так в вас нуждаются!
18 МАРТА / 2024

Автор: Лыскина Ольга
Фотография: из открытых источников
Made on
Tilda