Особенности построения близких отношений при нарциссической проблематике
Нарциссизм - актуальная проблема современности
Краткий обзор
  • Нарциссизм - актуальная проблема современности, вызывающая негативные ассоциации.
  • Нарциссические расстройства связаны с самолюбованием, отсутствием внимания к окружающим и поиском одобрения.
  • Общество и культура способствуют развитию нарциссизма.
  • Нарциссы страдают от уязвимости и хрупкости внутреннего мира, несмотря на внешнюю грандиозность.
  • Нарциссизм является стадией субъективации, необходимой для развития личности.
  • Формы нарциссизма: нормальный детский, нормальный взрослый, здоровый, избыточный и патологический.
  • Построение близких отношений с нарциссами затруднено из-за их идеализации и обесценивания, стыда, ненависти к себе и страха разоблачения.
  • Терапия может помочь осознать свою природу и преодолеть негативные последствия повреждения тонкой структуры нарциссизма.
Полный текст статьи
В настоящее время проблематике нарциссизма посвящено огромное количество литературы. Нарциссические расстройства называют называют болезнью современности. А сам термин «нарциссизм» в обывательском обиходе имеет преимущественно негативные коннотации. При его упоминании неизбежно возникают негативные ассоциации с надменными, высокомерными людьми, не считающимися ни с кем и озабоченные лишь стремлением произвести впечатление на окружающих. Самолюбование, единоличие, отсутствие внимания к окружающим, невозможность испытывать привязанность, постоянный поиск одобрения и восхищения, функциональное использование других и последующее их обесценивание - вот далеко не исчерпывающий перечень того, за что общество так враждебно к "нарциссам". Тема нарциссизма беспокоит многих - от психологов и психотерапевтов до блогеров и простых обывателей, об этом много пишется и говорится. Штамп «нарцисс» пытаются прилепить буквально каждому - ходит в зал, следит за питанием, любуется собой - нарцисс, не умеет дружить/любить - нарцисс, строит карьеру - нарцисс, не хочет семью, детей - нарцисс и т.д. Культ личного насыщения и индивидуальных ценностей вошёл в современную культуру. Самолюбование и эффектная самопрезентация стало предметом огромной вовлечённости среди взрослых и даже детей. Распространение всевозможных тренингов по увеличению «личной эффективности» подкрепляют тенденцию повсеместной озабоченности собственной значимостью и уникальностью. Собственное Я, личный комфорт, желания, интересы стали выше интересов их близких и вообще окружающих, обязательств и даже социальных правил...
Но не будем абсолютизировать проблему. Такие явления в обществе - дань прогрессу. Век высоких цифровых технологий, искусственного интеллекта, глобального развития медиа пространства - самая что не на есть благодатная почва для развития фантазий о грандиозной безграничности человеческих возможностей - ключевой нарциссической фантазии. Прослеживаются очертания идеального марксистского капиталистического общества - материальная база определяет то, какие явления будут в надстройке (Базис формирует, надстройка поддерживает) - подкрепляем нарциссизм, получаем лучше и больше материальных благ и т.д. по кругу.
Казалось бы, вот она - идеальная картинка идеального общества - бесподобные люди, с идеальными телами, эффективные в работе (ведь нарцисс всё делает без изъяна), сильные духом, неуязвимые перед личными тревогами и не страшащиеся перепитий в отношениях (ведь они их просто прекращают, чуть начинается дискомфорт) - эдакие сверх-люди, о которых писал еще Ницше в своём, на мой взгляд, во многом пророческом философском романе «Так говорил Заратустра»...
... если бы не одно НО. Увлекшись составлением идеальной картинки человеческого общества мы забыли, что у человека есть душа. И человек - существо чувствующее. А значит - страдающее. И как бы не стремились нарциссы спрятаться под панцирем грандиозной великолепности, рано или поздно обнаруживается их уязвимость и хрупкость внутреннего мира. Поэтому предлагаю начать сначала и попытаться расставить точки над i в таком сложном явлении как нарциссизм.
История понятия «нарцизм» началась в 1899 году с работ немецкого психиатра П. Нэкке и сексолога Х. Эллиса на тему сексуальных перверсий, для обозначения особого сексуального вожделения человека к своему собственному телу, при котором манипуляции с ним доставляют полное удовлетворение. Позднее, австрийский клиницист И. Задгер обнаружил, что черты нарциссического поведения свойственны гомосексуализму, который в те времена также относили к перверсивным сексуальным отношениям.
В 1914г. З. Фрейд пишет работу "О введении понятия нарцизм". Приложив особый психоаналитический подход к разработке верного звучания понятия «нарцизм» в рамках своей психоаналитической теории, он уводит нарциссизм из области сексуальной патологии и гомосексуализма и предполагает, что нарциссизм играет важную роль в конституировании психического аппарата и имеет гораздо более важное значение, чем предполагалось ранее - «распределение либидо, обозначаемое как нарцизм, наблюдается в гораздо большем объёме и что, возможно, оно занимает определённое место в обычном сексуальном развитии человека». То есть, то, изначально рассматривалось как перверсия Фрейд предлагает применить к психосексуальному развитию каждого субъекта вне зависимости от пола. По сути, "нарцизмом" Фрейд называет отрыв либидо от внешних объектов и обращение его на себя.
Для раскрытия данной идеи и утверждении факта нормы, Фрейд ввёл понятие «первичный нарцизм», связав его с аутоэротизм. Сейчас мы можем это называть нормальный детский нарциссизм. Пути развития первичного нарцизма Фрейд предлагает нам проследить на примере рассмотрения душевной жизни детей и первобытных людей - в обоих случаях имеет место переоценивание своих мыслей и желаний, вера в магию и во всемогущество мысли (плач младенца - это некая «волшебная» сила, заставляющая мать тут же появляться для удовлетворения его потребностей; обычай захоронения вместе с покойником всех его вещей и даже иногда членов семьи, чтобы у него была возможность в ином мире вести такую же жизнь, к которой он привык). В связи с таким положением вещей, должен существовать некий исходный либидинозный катексис Я, передаваемый объектам. Что является по сути первичным нарцизмом. Интересное наглядное сравнение приводит Фрейд с одноклеточным организмом, которого можно принять за исходную точку - Я-либидо, а его псевдоподии за Объект-либидо - чем меньше остаётся Я-либидо, тем больше становится катексис Объект-либидо. Таким образом, вслед за Фрейдом, приходим к пониманию того, что такой единицы, как Я от рождения не существует - «Я должно развиться. Аутоэротические же влечения изначальны». Но в отличии от фазы аутоэротизма, на котором психическое субъекта представлено парциально, на стадии первичного нарцизма меняется направленность либидо с отдельных эрогенных зон на Я, появляется само Я и структура Я-Другой, ведь первоначально малыш выстраивает свой образ на поверхности Другого. Но какое действие является двигателем этого перехода Фрейд нам не говорит, и Ж. Лакан в последствии дополнит фрейдовскую теорию своей Стадией зеркала (6-18 месяцев), которая сопровождается тем, что малыш впервые начинает видеть в зеркале самого себя. Происходит это также через Другого, через речь Другого - мать ему говорит «Вот - ты, а вот - я», происходит крах прежнего представления о себе, утрата своего большого тела (нарциссическая потеря) и переход субъекта от стадии аутоэротизма к первичному нарциссизму - к началу сборки представления о себе посредством уже отождествления с Другим «я - такой же как ты, я похож на тебя» (что уже конечно же не «я - это ты»). Также, можно сказать, что на стадии первичного нарциссизма зарождаются основы возникновение объектной любви.
Подводя предварительный итог, можно сказать, что нарцизм - это одна из стадий субъективации наряду с аутоэротизмом и эдиповым комплексом. Это важнейшая и необходимая фазе либидинального становления субъекта, без которой у него нет возможности войти в человеческий порядок.
В той же работе 1914 года Фрейд постулирует, что психотические расстройства (он рассматривал бред величия и связанную с ним потерю интереса к внешнему миру) частности парафрении и шизофрения) - это суть расстройство первичного нарцизма - его распад, поломка и вводит понятие вторичного нарцизма, как сцены разворачивания психоза, где задействованы по сути те же механизмы, что и в первичном нарцизме, с той лишь разницей, что отделённое от внешнего мира либидо замыкается на себе. Сейчас это принято классифицировать, как патологический или деструктивный нарциссизм и мы не будем касаться этого вопроса в данной статье.
Итак, сделаем краткий вывод из вышеизложенного. Нарциссизм - это не болезнь, не патология и не дефект. Нарциссизм - это нормальная стадия развития нашего Я. Нарциссизм присущ всем людям, но в разной форме и степени выраженности.
В связи с этим различают:
- нормальный детский нарциссизм -до определённого возраста младенец центрирован исключительно на себе и своих ощущениях;
- нормальный взрослый нарциссизм - когда интерес к миру хоть немного, но превышает интерес к самому себе. Здоровый нарциссизм - это основа нашей самооценки, нашей успешности и способности к близким отношениям;
- избыточный нарциссизм - или разнообразные нарциссические фиксации. Как правило они проявляются на двух полюсах - грандиозности или дефицитарности "комплекс бога" (Э. Джонс) или "комплекс неполноценности" (А. Адлер).
- патологический - деструктивные формы отношений, садизм, антисоциальное поведение, мания величия, психоз.
Разобрав значение понятия, теперь вернемся к особенностям построения близких отношений у лиц с нарциссческой проблематикой.
И самая большая сложность здесь, на мой взгляд, заключается в том, что «грандиозные» нарциссы не осознают того, что у них есть проблемы и они делают несчастными тех, кто их любит, для грандиозного нарцисса нет никаких проблем. Но проблема есть и она огромна - это незаполняемая пустота, бездна, которую несчастный нарцисс пытается наполнить [любовью], но которую наполнить не возможно. Каждый раз в отношениях нарцисс ищет объект, от которого можно отразиться и что-то [хорошее] о себе узнать. Вся драма нарцисса в недоотзеркаленности матерью, не «дотроганности», не «дотисканности...». Всепоглощающий страх, стыд, зависть, ненависть - вот что прячет нарцисс под своим блистающим панцирем. В первую очередь - прячет от себя. Известный американский аналитик Доктор Натан Шварц - Салант говорит: «И действительно, проблема нарциссической личности, как и проблема Нарцисса, часто заключается не в любви к самому себе, а именно в ненависти». Нарцисс себя ненавидит. Ненавидит, смотря на себя пустым взглядом того Другого, который должен был вдохнуть животворящую силу любви в его душу, но по какой- то причине не сделал этого.
В этом кроется вся проблематика в построении личных отношений людьми с грандиозной нарциссической акцентуацией. Длительные, гармоничные отношения, в которых будет комфортно обеим сторонам, им строить действительно сложно. Подчас даже невозможно. Тому есть несколько причин.
Причина первая - чувство неполноценности и зависти. Зависть по-отношению к абсолютному всему хорошему, что человек видит в других и чего не видит в себе. И пытается всеми силами присвоить себе это качество. В любви и дружбе он будет яркий и потрясающий. Он пленяет объект своего желания и тот в полном смысле слова попадает в зависимость от таких ярких, полных и красивых отношений. Но потом - пфффф. Нарцисс сдулся. Он получил отклик, поклонение, его великолепию отдали должное и ему всё это стало не интересно, безразлично, стало скучно. Объект покорен, его лучшие качества, которые манили нарцисса интроецированы, объект больше не нужен. Сказать, что его бывший избранник страдает - не сказать ничего. Так как любовь нарцисса - ярка и притягательна, всё остальное видится блёклым в сравнении, шрамы от таких отношений не зарастают долго. Извечный же поиск идеализированных отношений заставляет нарцисса снова и снова вступать в их поиски, искать себе обновлённую модель партнёра, что в конечном счёте часто заканчивается одиночеством.
Причина вторая - чувство стыда. При нарциссической проблематике человеку невыносимо, если кто-то узнает или увидит его слабости. Все силы бросаются на маскировку. А так как всё, что делает нарцисс - грандиозно, то и для этих целей не щадится никто и ничто. Великолепие во всем - самые красивые/большие/дорогие дома/машины/люди/ одежда. Всё, что угодно, лишь бы скрыть ощущаемую убогость и никчёмность. Для этого, понятно - лучшая учёба, карьера и наивысочайшая личная эффективность. К слову сказать, именно пробелы в достижении этой «наивысочайшей» личной эффективности могут «заманить» нарцисса в терапию, где подспудно уже, если повезёт, могут затронуться и другие, более глубокие проблемы.
Причина третья - ненависть к себе и страх, что все узнают [о первых двух причинах] - запускают именно все те механизмы, которые заставляют нарцисса каждый раз выбирать одни и те же паттерны поведения, и делать несчастными окружающих и самих себя. Таким образом, идеализация и обесценивание - ключевые особенности нарциссической коммуникации и построения отношений для грандиозного полюса нарциссической акцентуации, проходящие через все сферы их жизни.
Конечно, такие люди имеют друзей (людей, выполняющих функцию друзей), создают семьи и заводят детей, но надо понимать, что это всегда качели, перетягивание одеяла и бесконечная конкуренция (в том числе и со своими детьми), создавая немало проблем в межличностных отношениях.
Грандиозные нарциссы неплохо могут ужиться с подобными себе или же с мазохистическими личностями и на терапию приходят либо с запросом «поправить» окружающих, либо приходят их партнёры в депрессии с запросом на улучшение отношений (это может быть эмоциональная тирания, холодность в отношениях, измены, домашнее насилие и т.п.).
Среди сложностей в построении ими близких отношения необходимо выделить неспособность принимать людей безоценочно и без эксплуатации, любить их без идеализации и/или обесценивания, страх близости и открытости, неспособность выразить весь спектр эмоций и чувств без стыда, нарушение границ в отношениях (собственные границы у нарцисса могут вообще отсутствовать). Что собственно и может явиться целью терапии, если всё же нарцисс на неё согласится.
Как считают представители гештальт подхода, если в процессе терапии нарциссическая личность сможет свободно выражать «спасибо» терапевту, можно надеяться, что терапия достигла определенных успехов, ведь сказать «Спасибо» - это значит признать факт получения, что кто-то тебе дал что-то хоршее, а ты это осознанно принял (а не просто поглотил), что уже может явиться началом установления здоровых границ и реалистичных ожиданий. Другим критерием также может служить появление такой необычной для нарцисса единицы отношений как «мы» (пациент признаёт, что аналитик ему даёт что-то в процессе терапии, некое понимание, некие новые смыслы и осознаёт, что мы - работаем).
Важным, кроме того, является увеличение в процессе терапии степени осознания и честности нарцисса относительно природы его поведения, ведь грандиозность нарцисса действует «магическим» образом на его окружение, заставляя подчас сомневаться в себе и собственном восприятии действительности, что также негативно сказывается на вопросах коммуникации. Здесь проявляется особенность нарциссически организованной личности проецировать на окружающих нежелательные части своей личности, и дальнейшее поведение с таким человеком уже начинает строится из убеждения, что так оно на самом деле и есть. Самое неприятное в этом моменте то, что магнетизм нарцисса настолько силен, что человек и сам начинает верить, что эти негативные чувства или стороны характера ему действительно принадлежат. В общем-то это работает и с позитивными чертами, такое вот «очарование зла». Сэнди Хотчкис сравнивает такие отношения с адской паутиной: «А затягивает нас в их паутину именно наше стремление чувствовать себя более ценными, бодрыми и энергичными. Насколько мы им нужны, чтобы справиться с их невыносимым стыдом, настолько же они могут понадобиться нам для заполнения нашей собственной пустоты».
Таким образом, мы пришли к понимаю, что человек с акцентуацией нарциссической грандиозности в душе страдает от неразрешимых противоречий, но так глубоко, что сам подчас не понимает этого. Стыд и страх разоблачения ощущаемой малозначимости маскируются под мантией великолепности. Человек, делающий всё, ради получения признания извне, а иначе он просто рассыплется. Причем это верно для обоих типов нарциссической проблематики - как грандиозного, так и дефицитарного. Акцентуация на противоложным полюсе грандиозности предполагает неуверенность в себе и зацикленность на своей никчёмности, таким людям также, как и грандиозным нарциссам сложно построить гармоничные личные отношения. Как правило, они сами совершенно не понимают себя, кто они и что хотят. Неуверенность в себя пытаются компенсировать заботой обо всех окружающих, неустанно жаждут признания и одобрения. Часто такой тип отношений заканчивается использованием и обесцениваем со стороны партнёров, т.к по принципу мотылька летят туда, где ярче горит и больнее обжигает.
Как указывает Н.Мак-Вильямс - «многое указывают на то, что в каждом тщеславном, грандиозном нарциссе прячется застенчивый, пристыженный ребёнок и в каждом депрессивном и самокритичном нарциссе скрывается грандиозное видение того, чем этот человек должен или мог бы стать». И в том и в другом случае - это всегда бесконечная гонка за достижением той точки, в которой он будет признан матерью, увиден её. И там же - «похоже, лучше подходит для их переживаний модель дефицита: в их внутренней жизни чего-то явно не хватает».
Этот отсутствующий компонент есть любовь, которую недополучил человек с нарциссической фиксацией в детстве и за которой гоняется всю оставшуюся жизнь, но не поймает, потому что не знает какая она. Он её не видел. Большая часть аналитиков 20го века склоняются к идее, что именно травма привязанности имеет существенное значение в формирование нарциссических расстройств личности.
В заключении хочу процитировать строки из эссе Эрны Фурман «Дело матери – быть рядом, чтобы от нее можно было уйти». Быть - действительно рядом - любить - принимать, контейнировать, объяснять, направлять. Очень сложно соблюдать такой баланс материнской любви, чтобы не получить пристыженного, избалованного или особенного ребёнка, как предшественника страдающего от нарциссических ран взрослого. И давать взрослеть - не боясь, в конечном счёте такой награды за всё труды, что её тёплый птенец вскоре выпорхнет из гнезда. Выпорхнет целостной, независимой личностью, также способной любить и отдавать и находить радость быть.
10 ОКТЯБРЯ / 2023

Автор: Лыскина Ольга
Фотография: из открытых источников
Made on
Tilda