Ловушки сепарации. Часть 1
Успешное прохождение стадии сепарации-индивидуации приводит к формированию чувства постоянства объекта и базового доверия к миру.
Краткий обзор
  • Сепарация ребенка от родителей - процесс формирования независимого самоощущения у ребенка.
  • На стадии сепарации-индивидуации (5-8 месяцев до 3 лет) ребенок очерчивает границы между собой и окружением, включая мать.
  • Успешное прохождение стадии сепарации-индивидуации приводит к формированию чувства постоянства объекта и базового доверия к миру.
  • Родители являются центром вселенной ребенка и образцом для подражания на этом этапе.
  • Проблемы сепарации обостряются в подростковом возрасте из-за гормональных изменений и стремления к автономии.
  • Подросток проходит стадию идеализации родителей, которая сменяется крахом иллюзий и обесцениванием.
  • Важно поддерживать подростка на этом этапе, чтобы он не потерял уверенность в себе и своих силах.
  • Последствия нарушенной сепарации могут быть различными, включая преждевременную и неоконченную сепарацию.
Полный текст статьи
Что такое сепарация ребенка от родителей (родителей от ребенка?). В чём заключаются ловушки ранней и не завершённой сепарации? Что происходит потом, когда человек вырастает - как нарушения в прохождении сепарации влияют на последующую жизнь субъекта? Об этом поговорим в этой и двух последующих статьях.
В общепринятой в психологии формулировке сепарация - это процесс, следующей за стадией симбиотического слияния младенца с матерью и означающий начало формирования у ребёнка независимого самоощущения или иначе - постепенное разграничение младенцем себя от матери. По завершении этого периода ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность, пробовать свои силы и развивать уверенность в своих возможностях.
Согласно венгерскому психоаналитику М.Малер - на стадии сепарации-индивидуации, а это период с 5-8 месяцев до 3х лет, ребёнок очерчивает границы между собой и своим окружением, в частности - матерью. И уже на этом этапе задача осложняется появлением двух конфликтов - желание автономии противостоит потребности в близости и зависимости, а страх одиночества борется со страхом поглощения объектом. Успешному прохождению этой стадии характерно появление у ребёнка чувства постоянства объекта и формирование базового доверия к миру, формируется устойчивое самоощущение и любовь и доверие к родителям. Сейчас родители - центр вселенной ребёнка и образец для подражания, это красивейшие, мудрейшие и щедрейшие цари и могущественные боги его мира. Важно не оттолкнуть его на этом этапе и не сформировать страх потери объекта (что чревато т.н. "цеплянием" за родителя), равно как и помочь обрести уверенность в себе и своих силах.
Но с новой силой проблемы сепарации разгораются с наступлением подросткового возраста. Когда все конфликты, не разрешенные в раннем возрасте усугубляются гормональным перестроением организма и увеличившимися возможностями самого субъекта высказывать и демонстрировать своё стремление к автономии. Подросток всё больше противится зависимости от родителей. Стадия идеализации родителей сменяется крахом иллюзий и даже обесцениваем. Он признаёт, что родители не всесильны и не всезнающи и начинает искать идеалы вне семьи. Это совершенно нормальный процесс, которому не надо противодействовать и который должен быть основан на доверии друг другу. Необходимо, как и прежде быть рядом, чтобы подросток ощущал поддержку, ощущал надежное плечо, на которое можно опереться в случае необходимости. И тогда по прохождении этого нового витка сепарации всё станет на свои места - бунт сменится взаимным уважением и признанием обеими сторонами друг друга как личностей.
Но зачастую на практике можно столкнуться с последствиями нарушенной сепарации - преждевременной и неоконченной сепарацией, которые рассмотрим в следующих статьях.

Далее >> Часть вторая

10 ОКТЯБРЯ / 2023

Автор: Лыскина Ольга
Фотография: из открытых источников
Made on
Tilda