Полный текст статьиЧто такое сепарация ребенка от родителей (родителей от ребенка?). В чём заключаются ловушки
ранней и
не завершённой сепарации? Что происходит потом, когда человек вырастает - как нарушения в прохождении сепарации влияют на последующую жизнь субъекта? Об этом поговорим в этой и двух последующих статьях.
В общепринятой в психологии формулировке сепарация - это процесс, следующей за стадией симбиотического слияния младенца с матерью и означающий начало формирования у ребёнка независимого самоощущения или иначе - постепенное разграничение младенцем себя от матери. По завершении этого периода ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность, пробовать свои силы и развивать уверенность в своих возможностях.
Согласно венгерскому психоаналитику М.Малер - на стадии сепарации-индивидуации, а это период с 5-8 месяцев до 3х лет, ребёнок очерчивает границы между собой и своим окружением, в частности - матерью. И уже на этом этапе задача осложняется появлением двух конфликтов - желание автономии противостоит потребности в близости и зависимости, а страх одиночества борется со страхом поглощения объектом. Успешному прохождению этой стадии характерно появление у ребёнка
чувства постоянства объекта и формирование базового доверия к миру, формируется устойчивое самоощущение и любовь и доверие к родителям. Сейчас родители - центр вселенной ребёнка и образец для подражания, это красивейшие, мудрейшие и щедрейшие цари и могущественные боги его мира. Важно не оттолкнуть его на этом этапе и не сформировать страх потери объекта (что чревато т.н. "цеплянием" за родителя), равно как и помочь обрести уверенность в себе и своих силах.
Но с новой силой проблемы сепарации разгораются с наступлением подросткового возраста. Когда все конфликты, не разрешенные в раннем возрасте усугубляются гормональным перестроением организма и увеличившимися возможностями самого субъекта высказывать и демонстрировать своё стремление к автономии. Подросток всё больше противится зависимости от родителей. Стадия идеализации родителей сменяется крахом иллюзий и даже обесцениваем. Он признаёт, что родители не всесильны и не всезнающи и начинает искать идеалы вне семьи. Это совершенно нормальный процесс, которому не надо противодействовать и который должен быть основан на доверии друг другу. Необходимо, как и прежде быть рядом, чтобы подросток ощущал поддержку, ощущал надежное плечо, на которое можно опереться в случае необходимости. И тогда по прохождении этого нового витка сепарации всё станет на свои места - бунт сменится взаимным уважением и признанием обеими сторонами друг друга как личностей.
Но зачастую на практике можно столкнуться с последствиями нарушенной сепарации - преждевременной и неоконченной сепарацией, которые рассмотрим в следующих статьях.
Далее >> Часть вторая