Полный текст статьи"Знаешь ли ты что такое горе,
Когда тугою петлёй на горле?
Когда на сердце глыбою в тонну,
когда нельзя ни слезы, ни стона?
Чтоб никто не увидел, избави боже
покрасневших глаз, потускневшей кожи,
чтоб никто не заметил, как я устала,
какая больная, старая стала…"
/В. Тушнова/
Эти слова В. Тушновой из одноименного стихотворения, на мой взгляд, как нельзя более метко отражают те чувства и состояния, которые испытывает человек, столкнувшись с чем-то на первый момент несимволизируемым, неосмысляемым, с чем-то пугающе непонятным и кажущимся таким неизбывным. Этот феномен - переживание горя. Каждый человек в свой жизни так или иначе сталкивался с подобными чувствами. Причём, зачастую речь не обязательно о фактической смерти близкого. Но при этом, горе всегда связано с утратой. Это может быть разлука, смерть символическая (предательство), утрата части тела, разбитые надежды, утраченные возможности, иллюзии, ожидания. Жизнь без утрат невозможна. В каком-то смысле утрата -
конституирующий аспект развития психики. Отечественный философ М. Мамардашвили на вопрос «С чего начинается человек», ответил - «С плача по умершему». Это действительно очень глубокая мысль, ведь именно боль и страдание, сложности и разочарования, бессилие и отчаяние, потери и разлуки - меняют людей, заставляя их глубоко чувствовать и страдать и тем самым укрепляют их дух, развивают нравственность и добродетель… если находятся силы пройти этот путь скорби по потери с открытыми глазами.
Классический психоанализ постулирует, что первые переживания, связанные с утратой, человеческий младенец получает уже в самом раннем детстве - когда просыпается и обнаруживает, что матери рядом нет, когда тёплая и питающая материнская грудь не появляется при первом крике и не спешит утолить его голод (как физиологический, так и психо-эмоциональный). Эти первые переживания таких «витальных кризисов» действительно очень болезненны для младенца и от верных действий матери в такие моменты во многом зависит дальнейшее отношение человека к утратам.
В. Волкан в книге «Жизнь после утраты» также пишет, что «подростковый возраст является психобиологической репетицией горевания. Подростки, не осознавая этого, ослабляют свои связи с родителями, переносят свою привязанность на ровесников. Взрослая модель переживания горя устанавливается после успешного завершения подросткового возраста».
Переживание горя, связанного с утратой, или по другому - горевание - это универсальный опыт человека, осознавая который, он становится способным понимать утраты других. Горевание - очень специфический психический процесс, развивающийся по своим законам, изучение которого начинал ещё основатель психоанализа З. Фрейд. Большой вклад в исследование понимания данного феномена внес также Дж. Боулби, Ф. Франкл, Ф. Перлз, Э. Линдеман, А. Лэнгле. Феноменология горя и его понимание как процесса стали объектом психологического исследования после появления ставшей классической работы американского доктора психиатрии Э. Линдеманна "Симптоматология и работа острого горя" (1943), впервые описавшего его динамику и разработавшего понятие "работа горя", о котором упоминал еще З. Фрейд. Это одна из важнейших для психологии тем, потому как однажды неразрешённое горе в истории человека влияет потом на его способности устанавливать взаимоотношения на протяжении всей его жизни. И конечно, влияет не в лучшую сторону. Формируется целый комплекс губительных реакций, привязанностей и паттернов поведения, доставляющих человеку массу страданий.
Вопрос понимания аспектов горя актуален всегда, он вне времени. Реакции людей на потери практически неизменны под воздействием времени и социально-экономических условий развития общества - утрата переживается горькой болью и горечью потери сейчас - в 21м веке также, как и 100 и 200 лет назад - это всегда больно, это всегда вопросы «почему именно со мной?», «за что?», «как жить дальше?»… Психологи могут лишь немного корректировать свои теоретические познания и применяемые методики терапии в зависимости от особенностей развития современного общества и новых вызовов, бросаемых современностью, но глубокое понимание психологических особенностей, связанных с переживанием утраты необходимо любому практикующему психологу для оказания квалифицированной помощи лицу, обратившемуся за помощью в проживании потери.
Так что же такое горе с точки зрения психологии? В психологии горе определяется, как
переживание потери или утраты. Э. Линдеман указывает, что острое горе - это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой. Он может возникать сразу же после трагического события, а может быть отсроченным, может проявляться с явной интенсивностью, а может явным образом не проявляться (феномен эмоциональной холодности и отрешенности при потере близкого, когда мать, потерявшая сына не может проронить не слезинки).
Для психологии очень важен такой момент, что переживание горя, как и любое другое психическое событие, очень субъективно. Или другими словами, что для одного человека глубокое горе, другой человек может пережить как печальное или досадное событие, не более. А значит, это переживание может быть одинаково интенсивно и в случае временной разлуки, и в случае смерти близкого человека, в случае потери части тела или отставки с работы. Физическая и психологическая, действительная и воображаемая утрата могут переживаться одинаково тяжело.
Но в любом случае, учитывая сингулярность
субъекта потери, необходимо понимать глубинный психический смысл утраты. Утрата, потеря становится горем только тогда, когда соблюдается условие либидинозного инвестирования в
объект потери. Иными словами, если человек придаёт в своей жизни исключительную важность чему-либо, он инвестирует своё либидо в этот объект (финансовое состояние, автомобиль, дружба и т.п.),
потеря этого объекта инвестирования будет для него тяжёлой утратой. Бывают ситуации, когда бизнесмен несколько раз в жизни терпел полный крах, но каждый раз имел силы начинать всё заново, а для кого-то увольнение с работы - это конец света, человек начинает пить и теряет вообще всё - квартиру, семью, друзей. Две такие похожие, но такие разные ситуации, но объясняется они именно либидинозной нагрузкой объекта потери в психической реальности субъекта.
Классификация событий, приводящих к возникновению состояния горя достаточно широка:
– смерть родного, близкого или даже незнакомого лично человека;
– разлука временная или постоянная (развод, отъезд, утрата дружеских отношений, предательство);
– потеря или гибель домашних животных;
– социальные потери (потеря социального статуса, работы, эмиграция);
– психологические и духовные потери (потеря способностей, убеждений, утрата иллюзий, "потеря" детства и т.п.);
– утрата здоровья, физических возможностей (инвалидность);
– крупные материальные потери (потеря состояния, дома, имущества);
– события, разрушающие ощущение стабильности и безопасности (нападение, изнасилование и т.п.).
В психологической литературе под «горем» в основном понимается смерть близкого человека, как самая тяжёлая и невосполнимая из всех потерь и переживая практически всеми людьми примерно с одинаковой степенью интенсивности. Для понимания всё глубины происходящего, важно провести разграничение таких понятий, как нормальное и патологическое горе. В ситуации нормального переживания горя человек проживает травмирующее событие, принимает свою утрату и вписывает её в свою историю жизни и со временем начинает жить обычной жизнью. Время, в течение которого происходит работа нормального горя, для каждого случая индивидуально.
Признаками нормального проживания горя можно считать:
– отсутствие длительного застревания на какой-либо стадии горя или какого-либо состояния;
– появление каких-либо позитивных чувств после полугода с момента события или раньше;
– снижение интенсивности горевания;
– выраженная печаль, плач, поглощенность образами, связанными с утратой и другие проявления острого горя постепенно снижаются, и человек выходит на путь возвращения к повседневной жизни, где мысли об утрате не влияют на работоспособность и продуктивность. При этом считается нормальным, когда симптомы пережитого острого горя возвращаются в период наступления памятных дат, событий, годовщин.
Патологическое, не прожитое горе или осложненный синдром утраты приводит к различным психологическим проблемам. Проявлениями патологического горя могут быть:
– невозможность и неприемлемость для себя радости и других позитивных эмоций;
– ощущение законченности собственной жизни, безнадежность;
– представление, что острая боль утраты никогда не пройдет;
– нежелание прекращения страдания;
– хроническое чувство вины или «синдром выжившего»;
– идеализация образа умершего или идентификация с ним;
– «непроявленное горе» в результате отрицания факта утраты - «застревание» на мыслях об умершем, непринятие факта его утраты (оставление в течение длительного времени вещей в шкафу, убранства комнаты, накрытие к трапезе на 1 человека больше и т.д.);
– нарочитая весёлость и беззаботность, безмерная погружённость в дела и заботы, отсутствие переживания или отрицание своих чувств в связи с утратой;
- вместе с отсутствием эмоциональной реакции на утрату (т.н. «подавленное горе») появление соматических симптомов и жалоб на здоровье.
Конечно, горе это тяжелое испытание для человека и как бы легко на первый взгляд оно не переживалось, человек в любом случае нуждается в помощи и поддержке близких. Но в случае патологического переживания горя необходимо обращение к психотерапевту за помощью в преодолении кризисных психических состояний и недопущению саморазрушительных или суицидальных проявлений.
продолжение следует....
Далее >> Часть 2