Мой ребёнок зависим от смартфона!
Данная публикация является продолжение темы об актуальных проблемах детей и подростков, частично рассмотренной в статье «Мой ребёнок не хочет учиться».
Краткий обзор
  • Статья посвящена проблеме зависимости детей от смартфонов и игр.
  • Автор призывает к разумному использованию современных технологий.
  • В Китае 24 миллиона молодых людей признаны интернет-зависимыми, что признано клиническим расстройством.
  • Китайское правительство организовало специальные лагеря для интернет-зависимых.
  • В России проблема зависимости от смартфонов и игр пока не осознается обществом.
  • Зависимость от смартфонов и игр ослабляет мозг и снижает способность к обучению и созданию социальных связей.
  • Автор предлагает родителям общаться с детьми ежедневно и не подменять духовную пищу материальной.
  • Подросткам необходимо предложить другие способы развлечения и развития, такие как спорт, командные игры и общение.
  • Автор подчеркивает, что воспитание детей начинается с воспитания родителей.
Полный текст статьи

Изначально текст этой публикации был частью статьи об искусственном интеллекте. Но потом материал разросся и чтобы не было нагромождения информации, а также для удобства прочтения решила вынести его отдельной публикацией. Также эта публикация является продолжением темы об актуальных проблемах детей и подростков, частично рассмотренной в статье «Мой ребёнок не хочет учиться». И в ней, также, как и в предыдущей тоже содержится много острой и неудобной информации. Идея почему я озвучиваю это всё проста - привлечь внимание к проблеме. Пока будет звучать голос сопротивления сложившейся бедственной ситуации с нашими детьми, добровольно отдаваемых нами для «оцифровки», есть надежда, что процесс этот всё же будет иметь если не реверс, то хотя бы некий тормоз. И я совсем не противница современных технологий в принципе и смартфонов в частности. Я призываю к разумному их использованию.

В прошлой статье я упомянула китайские лагеря для интернет зависимой молодёжи. В Китае, по официальной статистике 24 миллиона молодых людей признаны интернет зависимыми. Причём, в этой стране интернет зависимость признана клиническим расстройством. Китайское правительство организовало специальные лагеря для интернет зависимых. Такие рехабы, устроенные по военному принципу, куда попадают молодые люди, уже неспособные на нормальное функционирование в человеческом порядке. «Лечение» там платное и по меркам Китая отнюдь не дешёвое. Видимо, чтобы родители в полной мере приняли свою ответственность за то, как и где проводят время их дети, а также осознали, что детям и подросткам (в особенности) необходимо их внимание.

В свете же вопроса об ответственности наших, российских родителей я вижу полную беспомощность и полное отсутствие желания что-либо делать с проблемой (видимо, тоже ждём государство - оно ведь должно воспитать, накормить, обучить, полечить и т.д.). Я периодически участвую в мероприятиях для родителей, посвящённых обсуждениям проблем детей и школьников. Так вот, 9 из 10 родителей заявляют, что их ребёнок зависает в играх. Бесконтрольно. «Да они ведь наркоманы!» слышу я от них. И «Да что мы можем сделать!?». И по мере обсуждения всех мер, которые можно предпринять, все тихонько умолкают, так как чего-то неудобно становится возиться так много с ребёнком. Ведь ребёнок, увлечённый играми очень удобен сам по себе. Хлопот не доставляет, в школу, вроде, ходит, иногда кушать просит, да и всё. В итоге дружное «да ладно, перерастут» или «да ладно, ну что поделать, посмотрим, как дальше будет». То есть, наше общество, в отличии от китайского, пока проблемы не видит. И отвлекать детей от виртуального не планирует.

Помимо очевидного вреда такой зависимости для мозга, который опишу ниже, есть ещё один побочный эффект пребывания детей в виртуальной реальности - это всевозможные отыгрывания и разыгрывания. Как способ снять тревожность и справится с напряжением и страхами, которые появляются в результате пребывания в игре. Игры - они какие? В той или иной степени про агрессию - убить, победить, преследовать. Особенно у мальчиков. Так вот, чтобы снять напряжение, скопившееся в ходе игры ребёнок выносит его во внешний реальный мир и разыгрывает в школе, на улице, с товарищами всё, что пережил - свои страхи, злость, досаду, усталость, полученные в игре. Такая гиперстимуляция психики происходит на каждой перемене, в метро перед школой и т.д. Добавим к этому нагрузку на уроке. Учителя сетуют, что дети неуправляемые, с неадекватными реакциями и часто неконтролируемыми моторными проявлениями; при этом по уровню развития школьную программу осваивают, но их очень трудно организовать. Другими словами, вытащить из цифрового мира в реальность.

Какие могут быть последствия? Любая зависимость ослабляет. И «атрофия» мозга это не такая уж и шутка. Всем известно, что если не пользоваться месяц-другой рукой или ногой, потом очень трудно восстановить полноценное функционирование. Так же и с мозгом. Если какие-то его функции или отделы не задействованы, активность нейронов там снижается и эти функции перестают быть активными. Это затрагивает процессы символизации, критики, абстрактного мышления, воображения, способности делать выводы, рассуждать и т.д. - это становится ненужной задачей высшей нервной деятельности, когда мозг и без того перегружен. Сознание уплощается. Способность к усвоению информации снижается катастрофически. Мышление становится клиповым - прерывистыи и отрывистым - внимание не задерживается дольше нескольких минут на одной задаче или теме, попросту отключаясь. Восприятие становится раздробенным, причинно-следственные связи не возникают. При использовании смартфона происходит когнитивная перегрузка, что в разы увеличивает нагрузку на память, тем самым ослабляя её. Уведомления и постоянное переключение между приложениями увеличивает нагрузку на «оперативную память» мозга, что приводит к рассеивании концентрации внимания. Тоже касается и просматривания бесконечных роликов, рилсов и пр., быстро становящегося привычкой - такая привычка в разы снижает концентрацию внимания - с 2.5 минут до 45 секунд удерживания внимания. В результате мозг выходит на «низкие обороты», что приводит к уменьшению серого вещества. Это невидимые процессы, происходящие в фоновом режиме, но результат становится всё более и более заметен. Хорошая новость - эти процессы не являются необратимыми. Но требуется много усилий, чтобы снова запустить работу мозга в полную силу. Всё описанное сказывается на внимании, речи, обучаемости, на возможностях создания социальных связей - личных, деловых и т.д. И вообще на качестве жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом - ведь сегодняшние школьники и студенты - это будущие специалисты - врачи, архитекторы, дизайнеры, учителя. Сейчас уже даже разрабатываются специальные методы обучения для того, чтоы давать детям информацию коротко, чётко, ярко и интересно. В ущерб деталям и смыслам. Вот интересно, всех ли родителей устроит такой подход в обучении? То есть, на высших уровнях у нас признана полная неспособность сделать что-то с этой проблемой - «Ну да, СДВГ, ну да, клиповое мышление. Но это люди будущего. Поможем им. Упростим процесс обучения - сделаем его лаконичным и ярким». Мозг «уменьшается», и предпринимаются меры, чтобы он уменьшался стабильно, выбранным курсом, по научному и официально принятыми способами. Не могу не вспомнить Оруэловский новояз. «Знаете ли вы, что новояз - единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается?» (Дж. Оруэлл, «1984»). «Неголод» вместо сытости, «плюсовой» вместо хороший, «плюс плюсовой» вместо отличный/великолепный, «речепис», «старомысл», «убежденец»… А «Бесчисленное множество слов, таких, как «честь», «справедливость», «мораль»… просто перестали существовать». Ничего не напоминает?

Вообще, на тему подбора кадров есть интересная история. Коллеги, занятые в этой области мне рассказывали, что некоторые компании при подборе персонала сейчас используют очень интересный "тест" - высылают кандидату письмо-приглашение на собеседование с формальным заголовком и не менее формальным текстом, далее следуют какие-либо простые инструкции или задание и припиской в самом-самом низу, что эти инструкции можно не выполнять. Так вот, все соискатели подтверждают, что письмо было, знают его тему. Но часть удивляются насчет инструкций; ещё часть приходят с четко выполненными инструкциями; часть с выполненными кое-как - наспех и очень невнимательно; и совсем небольшой процент на вопрос рекрутера «а что вы сделали из предложенного задания?» отвечают, что внизу есть приписка, что инструкции можно не выполнять. То есть, если взять это количество соискателей за 100% - только четверть из них способны внимательно вчитаться в содержание, уловить смысл и принять решение о дальнейших действиях.

Ну и «вишенка» на тортике - это всем известный дофамин. Который вырабатывается в центре удовольствия головного мозга. Это «лёгкий» дофамин, в том смысле, что добыть его легко - достаточно посидеть в интернете, в любимой соцсети, «поскроллить» ленту, «зависнуть» хоть на 5 минут в любимой игре. Но мозг подсаживается на это удовольствие точно также, как на наркотик. Как формируется зависимость? «Зависимость – это специализированная форма памяти. Зависимость является формой синаптической пластичности, или долговременной потенциации (ДП), за исключением того, что действие происходит не в гиппокампе, а в прилежащем ядре и вентральной области покрышки – основных областях системы вознаграждения» (Эми Эллис Натт, Фрэнсис Э. Дженсен «Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров»). Приятный стимул активизирует синапсы (место контакта между двумя нейронами). «В результате эти очень пластичные и активные синапсы реагируют укреплением связей, что приводит к большему выплеску дофамина в ответ на любое стимулирующее событие. Поэтому в подростковом мозге гораздо быстрее, чем у взрослых, возникает желание. Нейроны более активны и обладают увеличенной пластичностью в ответ на соприкосновение со стимулом, вызывающим зависимость. Таким образом, зависимость сильнее «встроена» в подростковый мозг, и, как прекрасно известно работникам реабилитационных центров…» (там же). И поэтому никакие увещевания или угрозы на детей не действуют. Им хочется ещё и ещё удовольствия. И самостоятельно отказаться от этого они не смогут. И не «перерастут». И даже формирование лобных долей, отвечающих за осознанность, ответственность и принятие решений поможет лишь отчасти, так как их функции будет носить скорее компенсаторный характер. В общем, процесс изменения когнитивных, ментальных и эмоциональных способностей - это не сиюминутный процесс. И результаты всего этого мы увидим только через несколько лет.

Что делать в такой ситуации и как же отучить детей от смартфонов или игр - вопрос индивидуальный. Для начала надо не приучать. Единственное о чём я могу попросить родителей детей 0-10 лет, чьи дети еще пока не едят со смартфоном в руках (надеюсь, такие всё же есть) - это завести традицию общения с ребёнком. Ежедневно. Не в формате «что ты сегодня получил в школе». А в формате полноценного разговора родителями с детьми. О том, как прошёл день у него, рассказать, как прошёл день у вас, чтобы было интересного, что запоминающегося, что было плохого, что хорошего, если были инциденты, спросить что он чувствовал и т.д. Не забывая аккуратно водить темы про то откуда берутся дети, про любовь, секс и прочие такие волнительные, но такие «постыдные» для детей темы. Важно ввести тактильность во взаимодействие с ребёнком (любого пола) - обнять, поцеловать, побеситься, погладить руку, волосы и т.д. Это очень простые и одновременно сложные вещи (родители ведь сами часто истощены и бывают «не в ресурсе»), закладывающие основы доверительных отношений в будущем и минимизирующие тотальный уход в цифровую реальность, депрессию, суицидальность. Кстати, последние две проблемы у нас тема, почему-то, табуированная. Как будто этого нет. Я столкнулась с интересной позицией на эту тему - считается, что если особо не поднимать тему подростковой депрессии и суицидальности, то их и не будет, - «не буди лихо», как говорится. Ну нет информации об этом и все крепче спят. И все обсуждения носят очень аккуратный характер - чтобы не раздувать пламя. Поспрашивала у коллег - школьных психологов - есть ли в школе тестирование на выявление этих моментов. Сказали, что тема деликатная, им нельзя и это дело родителей. Тестируют на зависимости, ассоциальные установки, коммуникативные навыки, когнитивные способности, потенциалы развития и прочие более нейтральные, но важные для школы темы. Ни у конечно, когда на 600-1000 детей один психолог, вряд ли можно говорить об эффективной поддержке. А о том, какое количество родителей в состоянии самостоятельно выявить у ребёнка признаки депрессии или суицидальности и не испытывают враждебности к психологии и имеют достаточно времени, чтобы быть чуткими к состоянию своего подростка можно только фантазировать. О враждебности родителей к школьным психологам я упоминаю не случайно. «Это мой ребенок, мое дело и не не надо в это вмешиваться, мы сами разберемся». Такая реакция бывает часто у родителей, когда они узнают от психолога, что у ребёнка, возможно, проблемы. Такое сопротивление объясняется просто. Ребенок это часть семейной системы и все это так или иначе понимают, но не хотят углубляться. Особенно если есть проблемы. Это ведь говорит о некой дисфункциональности семьи и о том что надо что-то менять. А люди зачастую к этому не готовы. Именно такое отношение породило эту ситуацию, когда школьный психолог фигура больше номинальная, нежели способная реально (и бесплатно) чем-то помочь.

Момент второй - стараться не подменять пищу духовную пищей материальной - это тоже про общение, совместный досуг и т.п. Ну и в третьих - всё таки как можно позже дать ребёнку смартфон или смартфон без ограничения по контенту. В современных устройствах есть родительский контроль, экранное время и прочие функции, пароли от которых не надо держать в своём смартфоне.

Что касается подростков - многие уже полностью «затянуты» в виртуальный мир - совместные сетевые компьютерные игры (где вообще не пойми кто скрывается за аватарами), площадки для совместных онлайн-просмотров фильмов, онлайн чаты, создание виртуальных миров, общение с ботами, онлайн заказ еды и т.п. Классическая сейчас картинка - группа детей/подростков на лавочке или в кафе - группой, но каждый глазами в телефоне. Ему в этом мире уже ничего не надо. Подростку становится скучно, так как из-за избытка информации он пресыщен контентом и быстрыми впечатлениями, все уже видел, ему ничего не интересно, он устал от всего. Пресловутая дофаминовая зависимость сделала своё дело. И теперь чтобы перестроить это всё на новый лад родителям необходимо хорошо постараться. А выработку дофамина и других гормонов радости придется налаживать с помощью других средств - физические нагрузки, спорт, командные игры, общение, психологическая поддержка.

Исходя из всего вышеизложенного, когда у меня спрашивают как «переформатировать» ребёнка и отучить его от смартфона, я отвечаю, что надо «переформатировать» родителей, а ребёнком нужно заниматься. Английская пословица гласит «не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя. Все равно ваши дети будут похожи на вас».

И в окончание сказанного. Для родителей, обеспокоенных этими вопросами рекомендую, кто не смотрел, посмотреть мини-сериал «Переходный возраст». Там, может быть и несколько преувеличено, показано к чему может приводить ситуация, когда ребенка в мире людей уже ничего не держит и цифровой мир становится заменой реальному.

И берегите себя и своих детей!



Далее >> Короткая статья о выборе партнёра

10 АПРЕЛЯ / 2025

Автор: Лыскина Ольга
Фотография: Нейросеть Яндекс
Made on
Tilda